Альтернативный вариант

270

Путь от  Ачишхо до Транскавказского перевала. Вариант, который напрашивается сам собой, глядя на карту Вы думаете об этом. Действительно, почему же так не сделать? Берите дней десять с расчётом на дождь и идите.

Вероятно, Вы знаете, как попасть на Ачишхо. Например, начинаете с остановки «Вертодром» по пути на Красную поляну. По улице Заповедной до реки и вдоль левого берега, а потом вдоль синей маркировки и по тропинке через шесть часов Вы у озёр, у того места, что называется «Метеостанция».

Или через Медовеевку. Но это три дня. Автобус остановится и выйдите на остановке Чвижепсе. Идёте под мост. И по дороге. На другую сторону реки, через какое то время по автомобильному мосту. Слева был родник.

И уже вверх. На развилке влево. До упора в самой Медовеевке и вправо по улице. Влево по грунтовой дороге  -  как только дойдёте до газораспределительного щита, на самой дороге выбираете правые направления. Придёте к домику, перед ним есть родник  - не доходя метров сорок. Домик охотничий. Вверх идёт тропинка; через некоторое время начнётся красная маркировка и вдоль неё.  В одном из понижений внизу метрах в сорока течёт речка, её слышно. Далее воды долго не будет.

Тропинка  в конце концов пойдёт по гребню, но потом сойдёт и пойдёт по склону. Через некоторое время начнутся свободные от леса места, слева выйдете на перпендикулярную тропу и идите влево. Будет долина, покрытая рододендроном. Тропинка потеряется, идёте прямо через него.

Возможно, вправо можно подняться вверх по склону и идти по приподнятому краю долины. Тогда это лучший вариант, но автор так не ходил. Выйдите наверх к небольшому снежнику - за ним, уже за гребнем, был небольшой родник. Тропинка появляется. Идёте по ней. Будет озеро. Потом вверх от него налево по тропинке. Снежники, течёт вода. Окажетесь в седловине. Слева будет самая высокая вершина Ачишхо - примерно в шестидесяти метрах  от вас.

Ну а далее спускаетесь вниз - к камням и к снежнику впереди - в начало одного из притоков Березовой. Наверх наискось вправо под стенкой, впрочем, есть пирамидки из камней, указывающие путь. Здесь хлопайте в ладоши  - может быть медведь. Окажетесь в переходе между двумя долинами Ачишхо.

Это всё предварительно.

Так многие ходили.

Что же далее.

Варианты. Идти по гребню?  Автор не ходил и не знает, проходим ли он –вначале, по крайне мере.

Лучше все же классика через «Вертодром».

«Метеостанция». Тут лучше и остановится.

Дальше трудно.

Нужно взять, конечно заранее, Google Earth выяснить координаты маршрута и ввести из GPS -  это  и есть ваша опора.

Ставьте точки через каждые двести метров; в ключевых местах типа перехода рек  - через каждые пятьдесят метров.

А далее, если решились, идите минут двадцать по тропе к водопадам «Братья» и вниз вправо к реке, это трудный спуск и кроссовки не очень подходят . Место плохо проходимое. Папоротник и камни, кусты. Цепляетесь за ветки,  склоны крутые. Тут нужны  перчатки, они Вас спасут. Так, в конце концов, выйдите к реке и наверх, лучше на самом деле быть в резиновых сапогах. На всё это уйдут часы.

Трудно здесь ориентироваться. Точно здесь надо стать на линию вашей точки от реки или вы будете долго блуждать по отрогам. Это может занять один или два дня. Ну и вверх  - к гребню Колхидских ворот. Не слишком лёгкий подъём и долгий, кругом лес и склонов соседних гор не видно совершенно.

Пихты большие и очень большие. Под ними сухо даже в сильный ливень. Попадаются поляны. Часто перед большими деревьями есть два три метра плоского места и можно поставить палатку, и это на довольно крутом склоне.

Буки хуже защищают от дождя. И всё же это лучше, чем небольшие деревья.

Дождь здесь в один из дней практически неизбежен.

Вода: тут есть много оврагов и ручьёв.

И вот, в конце концов, пойдёте по гребню -  хотя долго будете сомневаться, главный ли это гребень, а не отрог.

Ключевое место. В один из моментов нужно сойти с гребня и пойти вниз, чтобы пересечь приток Березовой и потом подняться или идёте вокруг его истоков, а это лишние километры. У автора так и вышло. Но тоже ничего.

Вот так. К этому времени уже пройдёт несколько дней. Сколько  - зависит от дождей. Попадётся поляна охотничья. А на гребне до того начнут попадаться отметены людей  и Вы им обрадуетесь. На поляне пеньки  - запас дров, котелок и полиэтилен  -  так был. Это цивилизация, автор был в восторге. Прошли дни и день был со сплошным дождём и   где то на склоне  -  сутки в палатке безвылазно в месте, далёком даже от троп. Под большой пихтой.

Поляна  - это какое то, по-видимому,  ключевое место.  Возможно, от неё можно пройти к водопадам на Чугуше. Это если пойти по левой тропе, а не по основной.

GPS тут главное.  Вскоре услышите егерей – у  них недалеко кордон, перед подъёмом на Османовы балаганы. И тут кто как. К ним, или вокруг них.  По склону. Дом с оцинкованной крышей, хлопки дверей автомобиля.

А потом вдруг увидите дорогу,  и она Вам очень понравится! И пойдёте по ней вверх. Почти сразу справа поляна со столом и местами для палаток. Даже если она Вам не нужна, Вы на ней побудете. Цивилизация! Дорога серпантином, долгая,  высокие деревья кончатся, но не вскоре, а в конечном итоге. Будут невысокие. Шлагбаум, запертый на ключ. Конечно мимо него.

Вскоре Османовы балаганы. Это альпийские луга. Большая поляна – в километры шириной. Камни, вероятно бывших строений.  Лучше ночевать здесь.

Дорога идёт дальше. Вариант бросить рюкзаки и идти дальше без них. С вашей стороны это было бы довольно умно! Всё равно вернётесь сюда. Дорога идёт ещё километр или два и по ней можно проехать. По склону вправо по тропинке и по гребню наверх часа три-четыре  (как идёте) -  и будет площадка. Склоны крутоватые. Будет холодно. Смотрите погоду. Если что-то не то -  не стоит экспериментировать. Будет площадка, обложенная камнями. До перевала шестьдесят метров. Если рюкзак не бросали у балаганов -  бросайте тут. Всё равно никого кругом.

Поднимитесь и загляните по ту сторону гор!

Вот так. Налево идёт путь на Чугуш и место нехорошее  - узкий проход, по сути полка.  Лучше без рюкзака, да и то если нет ветра и хорошая погода и не три часа дня как было у автора.

Вниз дойдёте за два часа, смотрите, избегайте тумана. К балаганам.

По дороге. Потом дорога пойдёт вдоль реки, и вы идёте в Эстосадок, а река Ачипста и дорога идёт над ней.  Вы реку то слышите, то почти нет.

Придётся вброд переходить поток, река Туровая, вода очень холодная. Пластиковые  шлёпанцы тут хороши, не надо долго думать, как наступать на камни и соответственно быстро проходишь поток.

Вдруг появится домик. Старый кордон Ачипсе, справа остатки метеостанции. В домике хорошо прятаться от дождя, но всё в известке и ночевать не очень. Рядом две хорошие пихты. Есть стол недалеко. Недостаток:  много кусающих мошек. Очень много. Слышна река  - это  уже не Ачипсе, это Рудовая 1. Тоже придётся переходить. В домике не будет работать GPS – мешает железная крыша.

Дорога потом пойдёт почти в одном уровне и уже точно вдоль Ачипсе, будет много луж, три раза придётся переходить Ачипсе или приток. В одном месте трудновато понять, куда идёт дорога - она заходит в реку,  и непонятно где выходит, идёт на самом деле между двух потоков метров пятьдесят, как бы по острову, вода не холодная относительно и идти легко. И это уже будет правый берег. Так дойдёте до строительной площадки. И это Цивилизация, но как-то не очень радует. Предстоит пройти несколько километров  по дороге, по которой везут цемент насыпью, видя по другую строну Гранд–отель Газпрома.Эсто-садок. Остановка автобуса. Рабочие. Люди из отелей, магазины. Остальное как везде. Но подумайте,  стоит ли делать так? Идти этим маршрутом. Выбор  есть.